С наступлением в наших краях сезона главного взятка 2020 вместе с окончанием основных работ по размножению и развитию пчелосемей так и тянет подвести промежуточные итоги моей эпопеи с посевом медоносов. Для тех, кто не следит за моими упорными попытками вместо пчеловодства заниматься земледелием напомню краткую историю вопроса.
Пчелы собирают нектар с территории радиусом до 2 км от своего гнезда (могут залететь и дальше, но при возвращении потратят энергии на полет больше, чем ее содержится в собранном нектаре). Получается, что площадь кормления одной пчелиной семьи не превышает 1200 га. Вокруг пасеки 2/3 от этой территории занимают поселения, реки, озера и безнектарные леса. То есть кормиться мои пчелы могут с 800 га окрестных лугов и полей. Продуктивность дикорастущих медоносов в российском нечерноземье, в среднем, составляет 20 кг меда с одного гектара. Перемножаем одно на другое и получаем верхний предел медопродуктивности пчелиных пастбищ Домашней пасеки Заокские просторы – 16 тонн. Не менее половины этого потенциала съедается дикими опылителями-аборигенами (шмелями, мухами и прочими насекомыми). Культурным пасечным пчелам остается на прокорм 8000 кг меда в год (это если погода в сезон медосбора будет влажной и теплой). Одна пчелосемья за год съедает до 100 кг меда в процессе своего сезонного развития. Получается, что худосочные глины полей и лугов севера Тульской области могут прокормить максимум 80 пчелосемей, размещенных на одном точке. Помимо моих 50 ульев мои соседи пасечники держат в совокупности еще 50 пчелосемей. В итоге получаем пчелиный голодомор: кормовой потенциал окрестных полей не в состоянии прокормить фактически имеющуюся численность пчелиного населения.
Есть три выхода из сложившейся ситуации: промышленный, естественный и экологический.
Промышленное пчеловодство ищет выход в закармливании пчел сахарным сиропом в период их зимовки ( до 25 кг) и весеннего развития пчелосемей (до 5 кг ) в сочетании с кочевками пасеки на поля рапса и подсолнечника (до 50 кг отравленного химикатами меда на одну семью).
Естественное пчеловодство допускает опосредованное кормление пчел через подсев на территории лета пчел окультуренных медоносов с более высокой нектаропродуктивностью чем у их диких собратьев.
Экологическое пчеловодство старается следить за равновесием естественной медопродуктивности полей и количеством кормящихся на них медоносных пчел.
Установив добровольный запрет на кормление пчел сахаром и на кочевки по отравленным сельхозполям, я навечно обрек себя на судьбу пчеловода естественно-экологичного: третий год пытаюсь облагородить заброшенные пойменные луга долины реки Скнига продуктивными медоносами и опытным путем пытаюсь найти экологичную численность моего пчелиного населения.
Развивать медоносную базу в Заокском районе Тульской области можно высаживая медоносные деревья (липа, клен, белая акация) или подсевая медоносные травы. Липа и акация зацветают через 15-20 лет после посадки. Пенсионеры столько в России не живут (даже при принятии поправок к конституции), поэтому я увлекся травосеянием. Рядом с пасекой нашлось пока 10 га заброшенных с совхозных времен пойменных пастбищ, которые я разделил на 3 поля севооборота по 3 га каждое и вот уже третий год пытаюсь их последовательно окучить.
Первое поле я вспахал и два раза прокультивировал плоскорезом в 2019г.. Затем часть засеял смесью фацелии с пустырником и мордовником в ноябре 2019г., оставшуюся часть - смесью фацелии, донника и синяка 15 марта 2020г. (по мерзлой земле). Второе поле было вспахано в октябре 2019г., прокультивировано плоскорезом в конце апреля 2020г. и засеяно фацелией часть в начале мая 2020, часть 12 июня 2020г..
26.06.2020 проинспектировал все посевы. Смотрим, что получилось.
Наивные надежды городского пижона на ликвидацию местных сорняков после вспашки и двойной культивации целины были в очередной раз посрамлены в грубой форме. Казавшееся весной перед засевом таким чистым первое поле севооборота к середине июня заросло плотным двухметровым ковром дикоросов. Видимо механическая обработка целины пробудила к жизни многолетние запасы семян сорняков, накопившиеся в почве за 30 лет отдыха бывших культурных совхозных пастбищ от ежегодного выедания совхозными стадами крупного рогатого скота. На мое пасечное счастье из всего многообразия сорняков наиболее живучим оказался чертополох колючий, медопродуктивность которого в два раза выше посеянной фацелии пижмолистной.
В итоге, первое поле севооборота в настоящее время являет собой что-то непроходимое, среднее между джунглями и пампасами с робкими куртинами цветущей фацелии по краям.
Всходы сеянного синяка и донника на фоне этого буйства дикой природы мне пока разглядеть не удалось.
На втором поле севооборота, прокультивированым второй раз весной этого года, посеянной в конце апреля фацелии пока удается конкурировать с сорняками. Фацелия через 50 дней после посева начинает зацветать и есть еще надежда, что ей удастся выиграть конкурентную борьбу с аборигенами за место под Тульским солнцем.
Всходы посеянного вместе с фацелией мордовника шароголового пока не видны, но – еще не вечер.
На основной части второго поля севооборота, засеянного 12 июня, через две недели после сева заметны дружные всходы фацелии, которые пока явно опережают всходы сорняков и обещают достойный медосбор в августе после завершения сезона главного взятка с дикоросов.
Этой осенью мне предстоит принимать решение в отношении третьего поля севооборота моего медового конвейера. На основании накопленного опыта поднятия нечерноземной целины планирую отказаться от неэффективного предзимнего и ранневесеннего посева фацелии. Наверное, третье поле засею в следующем мае после октябрьской вспашки и двойной культивации плоскорезом в апреле и второй раз перед посевом. Интересно хватит ли мне оставшейся жизни для успешного завершения своих опытов землепашества?
Всего, мои 10 га посевных медоносов по расчетам должны добавить 2 тонны меда к естественному потенциалу медопродуктивности припасечных пчелиных пастбищ. То есть мой многолетний геморрой с земледелием в состоянии обеспечить запасами кормов всего 20 пчелосемей и произойдет это не ранее 2022г.. Напомню, сейчас на пасеке и рядом с ней проживают 100 пчелосемей при естественном обеспечении кормами только для 80 семей. Для сохранения кормового баланса до 2022г. я вынужден сократить свою пасеку уже в этом сезоне с 50 до 30 пчелосемей. Считайте это моим посильным вкладом в экологию Заокского района Тульской области РФ. Надеюсь теперь понятно, почему экологичные продукты питания дешевыми быть не могут.