На днях в одном из чатов пчеловодов мне довелось стать свидетелем очередного плача Ярославны о печальной судьбе аборигенной среднерусской пчелы. Типа,
«Приползли со степи поганые со своею пчелой окаянною
Опозорили нашу кормилицу, обрюхатили гады пчелиные,
Народилися злые помеси, стало жить всем невмочь да невпопади,
Только есть в заповедной окраине добрый молодец с правильной пчелкою
Привезет ее к нам добрый молодец и опять заживем, как по-прежнему,
Надо встать для этого поутру
Изничтожить поганую поросль,
А затем лет полста или более закупать у окраинца маточек,
Чтоб блюсти чистоту генетическу, а иначе вновь скурвится гадина
И опять поползут поганые, с желтым брюхом и вороватые.»
Мои попытки обратить внимание естественно-пчеловодческой общественности на логические противоречия между восхищением достоинствами легендарной аборигенной популяции пчел, с одной стороны, и желанием перейти к однопородному разведению пчел на основе искусственной селекции новой «среднерусской» породы пчелы, с другой стороны, вызвали, мягко говоря, неодобрение со стороны актива общественненности. В результате приходится продолжить изложение взглядов нативного пчеловодства на желательное современное породообразования медоносных пчел на страницах яндекс-дзен канала Вот Это Мёд!.
Кто виноват или как все это было?
В моем понимании ситуация, которая в настоящее время наблюдается в российском пчеловодстве, сформировалась в результате объективного исторического процесса. В незапамятные времена российские пчелы, даже в случае своего колодного существования на пасеках, оставались предоставленными сами себе с точки зрения полового скрещивания и естественного отбора. Вмешательство человека в жизнь пчел ограничивалось осенним частичным или полным ограблением пчелиных семей при отборе собранного за сезон мёда. Однако, начиная с середины 19 столетия, промышленная революция с ускоренным научно-техническим прогрессом стали доходить и до патриархальных аграрных отраслей народного хозяйства:
1. широкое распространение получила осмысленная селекционная работа с пчелами.
2. территории традиционного пчеловодства заселялись высокопродуктивными породами медоносных пчел.
3. углубление разделения труда в пчеловодстве привело к разделению традиционных пасек на специализированные матководческие хозяйства и площадки для опыления и сбора товарного мёда.
Все это вместе - объективные процессы развития агробизнеса, обеспечивающие конкурентоспособность пчеловодства в его борьбе за место под солнцем с другими отраслями сельского хозяйства, занятыми производством продуктов питания.Сегодня в технологически развитых странах традиционное пчеловодство, как таковое, прекратило свое существование, переместившись в область маргинальных хобби. В этих странах медоносная пчела практически исчезла из дикой природы. В специализированных матководческих хозяйствах ведется серьезная работа по выведению пчелиных маток с выдающимися производственно-хозяйственными признаками. Новые породы формируются с использованием передовых методов селекции, генной инженерии, искусственного осеменения и других биотехнологий. Промышленно выведенные матки размножаются и оплодотворяются в специализированных разведенческих пасеках и затем направляются в хозяйства, специализирующиеся на опылении или на производстве пчелиного меда. При этом производственных пчеловодческие хозяйства всеми способами борются с естественным роением (бесконтрольным размножением) и ежегодно заменяют изношенных пчелиных маток на свежих искусственно выведенных в матководческих хозяйствах или на пчелопакеты с искусственно выведенными матками. В этих условиях пчела стала обычным средством производства мало отличимым от других орудий труда. После выполнения своей производственной функции она считается вышедшей из строя и заменяется на новое орудие труда.
Несколько иная картина наблюдается в недоразвитых, технологически отсталых странах, к которым, на мое счастье, относится и современная Россия. (взгляд профессионала на эволюцию российских пчел популярно изложен, например, здесь https://beejournal.ru/razvedenie-i-soderzhanie/1130-porodnoe-rajonirovanie-i-luchshie-pchely-dlya-rossii ) В этих странах промышленное пчеловодство пока еще сосуществует с традиционным натуральными пчеловодческими хозяйствами. В России, особенно после развала советского колхозно-совхозного пчеловодства, традиционные хозяйства составляют основную часть пчеловодческих хозяйств. Натуральное пчеловодческое хозяйство практикует частично или полностью собственное производство пчелиных маток, выведенных на пасеках с дальнейшим свободным облетам по окрестностям для спаривания и оплодотворения. Особенность биологии медоносной пчелы заключается в том, что для нее характерна полиандрия: оплодотворении путем спаривания с несколькими (до 12) трутнями. В отличии от промышленного пчеловодства, где в настоящее время маток искусственно осеменяют семенной жидкостью строго определенных генетически чистых линий трутней, в традиционном пчеловодстве матка спаривается с теми трутнями, кто ее догонит при облете. А на соседних пасеках обитают пчелы разных пород после проведения нескольких осознанных компаний по централизованному завозу высокопродуктивных южных пород пчел. Последняя такая компания проходила около полувека тому назад. С развалом Советского Союза и с приходом капитализма практика завоза разных пород неместных пчел продолжалась в нецентрализованном виде. В центральную Россию и сейчас везут разные породы пчел с Кавказа, Украины, Западной Европы и Узбекистана. При неконтролируемом осеменении на традиционных пасеках матка оплодотворяется трутнями разных пород, живущих на рядом стоящих пасеках в пределах лета матки (радиус до 15 км от родного улья). В результате в России (в стране с недопобедившим агробизнесом) имеем картину маслом: повсеместно на всех традиционных пасеках наблюдается всеобщая метизация пчел с признаками всего спектра существующих пород. Метисы же, обычно с 3-го поколения, теряют все свои выдающиеся полезные признаки, становятся злобными, малопродуктивными и нежизнестойкими. При этом, аборигенная генетически стабильная популяция пчел исчезает. Хорошие результаты работы в этих условиях могут показывать только пчеловодческие хозяйства, перешедшие на промышленные методы пчеловождения: ежегодную закупку и замену породных маток. Традиционные же пасеки оказываются в заколдованном круге: привезенные породные матки при свободном осеменении их дочерей неизбежно плодят метисов из-за неблагоприятного околопасечного трутневого фона.
У тех стран и регионов, до которых еще не докатился агро-промышленный прогресс, нет никаких проблем с метизацией медоносных пчел. Генетически устойчивые аборигенные пчелы продолжают в природном темпе удовлетворять потребности аборигенов в меде и свободно оплодотворятся с себе подобными. Тишь и гладь.
Получается, что на вопрос: «Кто виноват?», ответ простой - во всем виноват прогресс и незавершенность трансформации традиционного пчеловодства в промышленное.
Варианты ответа на вопрос «Что делать?», которые могут предложить промышленное, естественное и нативное пчеловодство читайте через неделю в продолжении.