Продолжение. Начало см в Ч1
Что делать?
В предыдущей части (присказке) я попытался кратко описать суть и корни проблемы всеобщей метизации медоносных пчел России, страны с незаконченным переходом от традиционного пчеловодства к пчеловодству эпохи развитого агро-промышленного бизнеса. Ментально нам всегда хочется побыстрее наказать виноватого, однако, для дальнейшей судьбы традиционного пчеловодства гораздо большее значение имеет ответ на вопрос, что требуется сделать для выхода из сложившейся ситуации?
Мне видится, как минимум, три варианта ответа на этот вопрос, предлагаемых различными течениями в пчеловодстве. Какой из этих вариантов будет в итоге реализован или все будет продолжать развиваться стихийно , зависит от способностей представителей этих направлений сформулировать конкретную программу действий и от расклада сил при представительстве интересов каждой из групп во властных структурах.
Вариант 1 (агро-промышленный) Для выравнивания породного состава медоносных пчел необходимо поскорее избавиться от традиционных натуральных пчеловодческих хозяйств с неконтролируемым осеменением пчелиных маток. Плодные матки должны производиться исключительно в специализированных питомниках с искусственным или контролируемым (на изолированных облетниках) осеменением трутнями того же породного типа. Пасеки, специализирующиеся на производстве меда или на опылении сельхоз культур должны приобретать маток для замены в породных питомниках. При этом многообразие пород, специализированных на решении различных производственных задач не будет приводить к метизации, так как на промышленных пасеках всегда будут чистопородные плодные матки из питомников. Роение пчел следует всячески сдерживать. Рои требуется уничтожать как санитарное средство поддержания чистопородности пасечных пчел. По существу, необходимо изъять медоносную пчелу из природного оборота, как это уже произошло с лошадьми и другими культурными животными и растениями. В конце концов, по мнению промышленников, мир не рухнул от того, что в дикой природе нет больше европейских диких быков (туров) и широко культивируется их потомок - бык домашний с широким спектром специализированных мясных и молочных пород. Опыление дикорастущих цветочных растений в местах, где еще не ступала нога агробизнеса, так и быть, пусть останется, как есть.
Вероятно, это – наиболее реалистичный вариант сохранения, пусть и в преображенном виде медоносной пчелы. Там, где затронуты интересы бизнеса, вопросы обычно успешно разрешаются. Лично мне этот вариант не очень нравится, так как моя пасека в этом случае будет представлять вымирающий тип натурального пчеловодческого хозяйства. У меня нет желания на старости лет превращаться в цех по сбору пчелиного меда живыми дронами из племенных питомников. Надеюсь, что я до этого не доживу.
Вариант 2 (как я понимаю идеологию современного российского естественного пчеловодства): Необходимо разделить территорию Российской Федерации на климато-ландшафтные регионы и установить для каждого региона одну «аборигенную» породу пчел. Для европейской части России и Сибири в качестве аборигенной назначить среднерусскую породу пчел. Запретить завоз в климатический регион пчел, не принадлежащих к его аборигенной породе. Создать сеть племенных питомников, где будут выводиться морфологически и генетически чистопородные аборигенные матки, которыми должны снабжаться все пчеловодческие хозяйства региона. Не препятствовать роению и самостоятельному оплодотворению пасечных маток в надежде, что постепенно массив аборигенных маток из питомников выдавит помесные примеси из популяции медоносных пчел каждого из климатических регионов. С учетом практически полного исчезновения диких пчел в местах пасечного пчеловодства эти надеждам суждено сбыться. Дополнительно, следует расширить сеть заповедников или особо охраняемых природных зон (заказников), где поддерживать существование аборигенной породы в ее «естественной» среде обитания в противовес «неестественному разведению пчел на традиционных пасеках.
Это вариант, на мой взгляд, менее реалистичен и он мне также не симпатичен, как и первый. Во-первых, не очень понятно каким образом определять границы ареала распространения единственной аборигенной породы? Современная реальность такова, что на одной территории уже успешно содержат несколько пород медоносных пчел, причем чистопородные среднерусские пчелы давно уже стали меньшинством в популяции российских медоносных пчел. Во-вторых, какую аборигенную породу выбирать на границах ареалов? В-третьих, как согласовывать интересы существующего агробизнеса, использующего в своих целях неаборигенную породу? В-четвертых, по каким критериям выбирать единственную аборигенную породу региона? Если говорить об аборигенной среднерусской медоносной пчеле, то воспоминания об ее исключительных качествах относятся к периоду ее существованию в уже давно исчезнувшей природной среде. Попытки сохранить в изолированных питомниках геном и морфометрическе признаки прежней среднерусской пчелы неизбежно вступят в противоречие с современными условиями жизни в реальной антропогенно измененной среде. Кроме того, необходимо учитывать, что из-за повсеместной метизации пчел настоящей аборигенный породы в большинстве территорий России уже не осталось. То, что можно предложить в качестве аборигенной породы региона в действительности будет являться привозной пчелой, приспособленной для проживания в регионе расположения питомника. Намерение поместить аборигенную пчелу в особо охраняемые заказники, в своюочередь, мало пересекается с насущными потребностями сообщества традиционных пчеловодов в решении проблемы метизации пчел на пасеках.
Вариант 3 (нативное пчеловодство) Необходимо осуществить разграничение территории на земли агро-промышленного использования и прочие территории по аналогии с существующим делением земель на лесной фонд, земли сельхоз назначения и земли городов и поселений. Проделать эту административную работу не так уж сложно и она в России проделывалась уже не раз, начиная с деления на земщину и опричнину Ивана IV (Грозного). На агро-промышленной земле (для краткости, назовем ее «новая опричнина») правила пчеловодства должен диктовать агробизнес и дальнейшее развитие пчеловодства будет идти по варианту 1. Это должно быть подкреплено соответствующим законом о промышленном пчеловодстве и соответствующими ветеринарными правилами содержания пчел на землях новой опричнины. Де-факто, в районах с интенсивным земледелием (Юг и Черноземье России) пчеловодство уже давно развивается по правилам агробизнеса с регулярной заменой породных маток и графиком кочевок пасек по зацветающим посевам с/х медоносов. По другому и невозможно держать пчел в окружении сплошных бескрайних посевов селькохозяйственных культур.
На остальной территории (условно назовем ее «новой земщиной») необходимо реализовать программу выведения новых пород местных пчел на основе имеющего массива метисов и помесей с конечной целью отбора пчелиных семей, стойких к условиям реальной окружающей среды. При этом потребуется расширительная трактовка термина «условия окружающей среды». Помимо климатических и ландшафтных условий в понятие «условия» окружающей пчел среды сегодня необходимо включать последствия антропогенного воздействия на среду, в том числе имеющийся неблагоприятный метисный трутневой фон. То есть в новую местную породу пчел должны отбираться пчелосемьи:
- умеющие противостоять, в том числе, воровству меда со стороны метисов,
- с матками, отвергающими при облете приставание неправильных трутней с неблагоприятными помесными генами, (сформировать новый биологический вид) или методами селекции безжалостно выбраковывать помесные семьи с неудовлетворительными хозяйственными признаками,
- успешно выдерживающие скученное проживание на пасеках в размещенных на земле, а не на деревьях, ульях,
- стойкие к максимально низким зимним температурам и к максимально длительным срокам безоблетного периода, характерные для места расположения пасеки,
- способные к самолечению от болезней и вредителей без обработки химией,
- приспособленные к сбору пыльцы и нектара с местных медоносов.
Закон о пчеловодстве должен содержать положения, специфичные для пчеловодства новой земщины. Это же относится и к ветеринарным правилам содержания пчел. В частности, на землях новой земщины я бы запретил продажу и использование любой фармакологии для лечения пчел, также как сейчас запрещен хозяйственных оборот ДДТ. Центрами породообразования новых местных пород медоносных пчел должны стать не единичные изолированные питомники маток, а каждая из пасек новой земщины. В этом случае будет максимально ускорен процесс естественного отбора жизнестойких пчелосемей среди бесперспективных семей метисов и помесей с формированием нового устойчивого генотипа, соответствующего современным требованиям местной окружающей среды. Собственно говоря, легендарная аборигенная среднерусская пчела формировалась таким же способом, только за гораздо больший временной срок и в более стабильной окружающей среде. Понятно, что новые местные породы пчел вряд ли будут идентичными прежним «аборигенным» породам пчел. Однако из истории нам известно, что образование новых биологических видов всегда происходило скачками. Возможно, сейчас мы находимся на старте очередного скачка в формировании новых пород медоносных пчел под давлением свершившихся изменений в окружающей среде. В рассматриваемом варианте нет смысла запрещать использование на пасеках новой земщины маток любых пород, в том числе привозных породных маток из новой опричнины. Смешение генотипов пчел в данном варианте рассматривается в качестве вызова окружающей среды, на который предстоит найти достойный ответ со стороны формируемых новых жизнестойких местных пород пчел.
Вариант с созданием новых земщины и опричнины наименее реалистичен из трех описанных из-за пока малочисленности его сторонников. Как писал поэт: «Настоящих буйных мало – вот, и нету вожаков». Закономерен вопрос: Как, практически, можно его реализовать? На это, к сожалению, пока могу ответить словами совы из анекдота: «Я – стратег, а не тактик.» Но, прелесть третьего варианта в том, что начинать его реализовывать можно, не дожидаясь издания новых редакций законов и ветеринарных правил. На Домашней пасеки Заокские просторы пять лет ведется эксперимент по выведению новой популяции местных пчел, способных самостоятельно выживать в окружении неблагоприятного трутневого фона из метисов и помесей. О ходе эксперимента я стараюсь регулярно информировать читателей блога. По моим наблюдениям уже приличное количество пчеловодов естественников в своей практической деятельности занялись «районированием» новорусской медоносной пчелы.
В завершающем серию следующем сообщении я попробую пованговать и описать мыслимые последствия для медоносной пчелы в случае реализации каждого из вариантов.